Официальное издание Минрегиона "Российский строительный комплекс"
Реформы в нашей стране за всю их двадцатилетнюю историю насчитывают не один этап. Было время, когда роль государства была очень слабой, считалось, что главное – сформировать класс собственников, а рынок все сам отрегулирует. Затем, когда выяснилось, что если не устанавливать твердых правил, то начинается произвол, а то и полная анархия, пошел обратный процесс, и власть фактически подчинила себе бизнес. Сейчас настала пора, когда государство пытается установить некий баланс: чиновник уже не определяет все, а часть управленческих и регламентирующих функций перешла к самому предпринимательскому сообществу.
Два года назад в нашей стране стали создавать саморегулируемые организации. Трудно переоценить значение этого события. Думаю, есть все основания сказать, что это подлинно новый этап в проведении рыночных реформ в России. Я нисколько не преувеличиваю. Все 70 с лишним лет существования советской власти, да и в последующие годы, мы привыкли, что все разрешения, лицензии, сертификаты можно получать только из рук чиновников. Нельзя сказать, что это однозначно плохо. В определенный период, когда предпринимательской деятельностью стали заниматься все кому не лень, некому было, кроме исполнительной власти, оградить потребителя от непрофессионализма, жадности и безответственности части новоявленных бизнесменов. Страшно подумать, к каким бы последствиям мог привести, к примеру, отказ от государственного лицензирования строительной деятельности в 90-е годы. Если бы строить дома разрешили всем, кто этого хочет, сколько братских могил было бы построено за эти годы в нашей стране?
К счастью, этого не произошло. Достаточно строгий контроль за строительной деятельностью, энергичные меры к нерадивым застройщикам – все это позволило очистить ряды строителей и, вместе с тем, сохранить лучшие кадры. Пришло новое время. Строительный бизнес сформировался, возникло профессиональное сообщество, и оно уже не раз с честью выходило из испытаний, присущих любой, даже самой развитой экономике. Кризис 2008–2010 годов показал, что сообщество это является зрелым и заслуживает доверия. Это стало очевидно не только «низам», то есть самим участникам строительного бизнеса, но и «верхам» – власти.
Идея саморегулирования не нова. Она давным-давно и с успехом опробована в странах с рыночной экономикой. О необходимости ее реализации и у нас в стране тоже говорилось не однажды. Но только в последние годы для этого появились условия.
Не надо думать, что государство – это такой злейший враг бизнеса. Просто никто не хочет хаоса. Для того чтобы государство отказалось хотя бы от части регулирующих функций, надо, чтобы эти функции кто-то был готов на себя взять. В 90-е годы существовала опасность, что если бы строительная отрасль перешла на саморегулирование, то вскоре бы она оказалась под властью криминала, и лицензии на строительные работы выдавали бы «авторитетные бизнесмены», которые принимали бы решения, исходя из своих понятий. Сейчас ситуация другая. Есть крупные компании, сумевшие в острой конкурентной борьбе (именно конкурентной) отвоевать себе значительные доли рынка. Есть серьезные лидеры, проработавшие в строительной сфере десятки лет и заслужившие уважение коллег. В этих условиях нет никакого смысла держаться за прежнюю систему.
Саморегулируемые организации, создаваемые сейчас по всей стране, действительно могут установить в строительной отрасли порядок. Компании, которые входят в состав СРО, связаны взаимным доверием, поэтому они добровольно берут на себя обязательства отвечать друг за друга. Это никоим образом не ограничивает конкуренции, тут дело совсем в другом: прежде чем пытаться заполучить большую долю рынка, надо сначала позаботиться о том, чтобы этот рынок сохранить. Если за строительство будут браться компании, не знающие своего дела, не способные довести работу до конца, от этого будет хуже всем, ведь таким образом уничтожается доверие потребителя, что для любого рыночного сектора губительно.
Сейчас, как говорится, процесс пошел. Регулирование все более значительной части строительного рынка переходит от государственных органов к профессиональному сообществу. Саморегулируемые организации повсеместно занимаются вопросами кадров, вкладывают средства в обучение рабочих, специалистов среднего звена. А кто сейчас проводит профессиональные конкурсы? Кто организует обмен опытом? СРО объединили в своих рядах строителей, изыскателей, проектировщиков. Создано Национальное объединение экспертов, и тоже на добровольной основе. Строительная отрасль постепенно создает и собственную систему правосудия. Нет-нет, речь идет не о том, чтобы подменять действующее законодательство. Просто значительную долю споров можно разрешать в рамках Третейского суда, в состав которого входят профессионалы, специализирующиеся именно на сфере строительства.
Инерция мышления велика. Еще несколько лет назад сложно было себе представить, что строительное сообщество само будет решать большинство важнейших вопросов своей деятельности. Что поделаешь, все мы привыкли к устоявшемуся порядку, когда любое решение может принять только чиновник. Но вот уже растет число саморегулируемых организаций, и в состав их входят десятки тысяч строительных организаций, больших и малых. Говоря о росте СРО в России, можно сказать, что они растут в геометрической прогрессии, и это не преувеличение, это просто констатация факта. Если каких-то добровольных объединений становится все больше и больше, это говорит только об одном: они нужны, их создание вызвано самой жизнью. А это значит, что у СРО в России большое будущее.
Как изменило создание саморегулируемых организаций саму строительную отрасль? Вопрос несложный, и вам на него ответит любой участник строительного процесса. Создание СРО повысило качество строительных работ. Это и есть главный итог прошедших двух лет. Оказывается, что контроль со стороны государственных органов менее действенен, чем контроль со стороны коллег по профессии. Оказывается, чувство ответственности за состояние рынка – не миф, а реальность. И это внушает надежду.