Саморегулирование разрушило диктат

Саморегулирование разрушило диктат
02.03.2012

28.02.2012

В Газете «Вестник Национального объединения проектировщиков» опубликована статья Вице-президента Национального объединения проектировщиков, Вице-президента Российского союза строителей, Президента НП «Объединение градостроительного планирования и проектирования» Анвара Шамухамедовича Шамузафарова – «Саморегулирование разрушило диктат».

Негосударственная экспертиза проектной документации – это важнейшая сфера, которая ставит серьезные вопросы, связанные с принятием Федерального закона 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс

Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В настоящее время происходят достаточно серьезные изменения, связанные с обновлением нормативной правовой базы в строительной отрасли – в проектировании, инженерных изысканиях, строительстве. В этой связи остановлюсь на вопросах развития одной из сфер строительной деятельности, регулирующее воздействие которой на решение стоящих перед отраслью задач трудно переоценить. Речь идет об изменениях в Градостроительный кодекс Российской Федерации, связанных с внедрением института негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий как равноправного субъекта наряду с организациями, осуществляющими государственную экспертизу.

В Национальное объединение проектировщиков и в саморегулируемые организации поступают обращения, в которых выражается недовольство сложившейся системой взаимоотношений органов госэкспертизы – с одной стороны и проектировщиками и заказчиками – с другой стороны. Это отчасти связано с тем, что органы госэкспертизы предъявляют зачастую излишние требования к проектной документации в процессе оценки соответствия проектных решений требованиям технических регламентов и действующих нормативно-технических документов. В определенной мере это объясняется снижением доверия органов госэкспертизы к проектировщикам и заказчикам из-за того, что представляемые на экспертизу проектные решения направлены в большей части на снижение стоимости строительства, а не на обеспечение безопасности. Монополия органов государственной экспертизы привела также к снижению общего уровня профессионализма госэкспертов и, соответственно, к усилению бюрократической составляющей в процедуре экспертизы, к зачастую необоснованному диктату эксперта при принятии им решений по оценке представленных на экспертизу проектных решений.

Такой диктат также стал возможным и в связи с неурегулированностью некоторых требований технических регламентов и действующих нормативно-технических документов. Например, это касается неоднозначности некоторых формулировок Положения о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 16 февраля 2008 года №87.

В этой связи не может не радовать та совместная работа, которая проводится Национальным объединением проектировщиков и Национальным объединением организаций экспертизы в строительстве (ранее Национальное объединение экспертизы проектов или НОЭП) по актуализации указанного положения. В целом можно сказать, что монополия государственной экспертизы ограничивала возможности совершенствования этой системы – оно возможно только в условиях рынка, реальной конкуренции. Впервые понятие «негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий» было введено еще в 2004 году Градостроительным кодексом Российской Федерации. Этот кодекс ввел как альтернативу системе государственной экспертизы экспертизу негосударственную. Однако законом не был предложен механизм реализации результатов негосударственной экспертизы, в связи с чем институт негосударственной экспертизы не получил необходимого развития.

В 2010 году усилиями и по инициативе экспертного и проектного сообществ стало возможным начало подготовки изменений в Градостроительный кодекс РФ, предусматривающих формирование и развитие института негосударственной экспертизы. Хочу особо подчеркнуть, что представители проектного сообщества приняли активное участие в «тестировании» законопроекта практически на всех стадиях его разработки и согласования. Мы понимали – лучше нас наши проблемы изложить никто не сможет. Справедливости ради отмечу: такой же ответственный подход продемонстрировали и наши коллеги из Национального объединения организаций экспертизы в строительстве.

В марте 2011 года было проведено совещание представителей комитетов НОП по выработке единой позиции Национального объединения проектировщиков для подготовки предложений в законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» по вопросам формирования и развития института негосударственной экспертизы. Указанные предложения были направлены в комитет Государственной Думы РФ по строительству и земельным отношениям и были озвучены на «круглом столе», проведенным комитетом 21 марта 2011года.

Единая позиция проектного сообщества по этому вопросу не раз доводилась на совещаниях, проводимых Правительством Российской Федерации, Минрегионом России.

Результатом этой работы стало принятие 17 ноября 2011 года Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации Федерального закона 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения которого, в частности, предусматривают формирование системы негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Необходимо отметить, что этот законопроект оказался результатом усилий и труда не только многочисленных специалистов экспертного и проектного сообществ (в лице Национального объединения проектировщиков и Национального объединения организаций экспертизы проектов), но и Российского союза строителей, других профессиональных строительных объединений, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в первую очередь Министерства регионального развития РФ, комитета Государственной думы по строительству и земельным отношениям.

Выхода этого закона и введения в действие с огромным интересом ожидает все строительное сообщество, так как все участники строительного процесса заинтересованы в создании полноценной и работоспособной системы негосударственной экспертизы.

К сожалению, принятый закон оправдал не все наши надежды. Так, не в полной мере, как нам хотелось, прописаны положения закона, касающиеся количественного и квалификационного состава организаций, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации. Кроме того, в законе не отражены вопросы страхования экспертов негосударственной экспертизы.

Тем не менее можно с удовлетворением отметить: сделано главное – положено начало формированию системы негосударственной экспертизы как альтернативы государственной.

Результатом принятия Государственной думой упомянутого выше закона стало введение в силу следующих норм:

– Юридический статус заключения государственной и негосударственной экспертизы имеет равенство для утверждения проектной документации и получения разрешения на строительство.

– Утвержден перечень (правда, весьма узкий) объектов, проектная документация которых может представляться на государственную или негосударственную экспертизу по выбору заказчика.

– Установлены требования, которые предъявляются к организации, претендующей на аккредитацию и получение права на выполнение работ по негосударственной экспертизе проектной документации.

– Установлено исключительное право аттестованных экспертов на подготовку и подписание экспертного заключения.

– Определены органы, уполномоченные на право выдачи аккредитации организациям негосударственной экспертизы и на право аттестации экспертов.

– Определено, что свидетельство об аккредитации действует на всей территории Российской Федерации (принцип экстерриториальности в отличие от территориального принципа работы органов государственной экспертизы).
– Устанавливается единый для экспертов общероссийский образец аттестата также с правом действия на всей территории России.

– Законодательно подтверждено, что выданные до принятия изменений свидетельства об аккредитации юридического лица действуют до срока истечения их действия. На таких же условиях продлено действие аттестатов экспертов.

– Установлено, что сроком ввода закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс является дата опубликования, за исключением положений, касающихся вопросов негосударственной экспертизы. Для этих положений срок вступления в силу – 01.04.22012 года.

– Частично решен вопрос исключения случаев конфликта интересов – предусмотрено, что юридическое лицо, аккредитованное на право проведения негосударственной экспертизы, не вправе выполнять экспертизу проектной документации, подготовленную этим юридическим лицом.

– Внесены незначительные уточнения в перечень технически сложных объектов с исключением объектов, не подлежащих обязательной государственной экспертизе.

Организации негосударственной экспертизы могут быть задействованы с 1 апреля 2012 года. Однако фактически они смогут начать функционировать не ранее третьего квартала 2012 года, так как предстоит работа над целым рядом нормативных правовых актов, которые необходимо принять в развитие закона. Национальному объединению проектировщиков необходимо активнее подключиться к участию в выполнении этой работы.


Возврат к списку

 
Создание информации на сайте: 02.12.2009 00:00:00
Последнее изменение информации на сайте: 20.04.2024 08:59:04
© 2009 - 2024 Ассоциация «Объединение строительных организаций среднего и малого бизнеса»