В журнале «Вестник РСС» опубликована статья Владимира Яковлева

В журнале «Вестник РСС» опубликована статья Владимира Яковлева
26.06.2014

Под этим заголовком в журнале «Вестник РСС» (№3, 2014 г.) опубликована статья председателя Наблюдательного совета СРО НП «Объединение генеральных подрядчиков в строительстве», президента Российского Союза строителей Владимира Яковлева. Предлагаем ее Вашему вниманию.

Цена вопроса – 30 триллионов

Итоги деятельности стройкомплекса за 2013 год достаточно оптимистичны. После кризиса 2008–2009 годов в стране наметилась устойчивая тенденция: постоянно растут объемы жилищного строительства, увеличивается объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство».

Минувший год не стал исключением: объем работ составил 5,92 трлн рублей – это 103,7% от уровня 2012 года.

Напомню: сегодня строительный комплекс дает около 8% ВВП. Непосредственно в нем работают более 5,5 млн человек – 8,2% от общей численности занятого населения. Это более 200 тыс. строительных и строительно-монтажных компаний и организаций, около 50 тыс. проектных и изыскательских организаций, около 50 тыс. предприятий и организаций стройиндустрии, 501 саморегулируемая организация, из которых 272 строительных, 40 изыскательских, 189 проектных.

Ежегодный объем ввода жилья после кризиса увеличился на 12,5 млн кв. метров – с 58,1 млн в 2010 году до 70,6 млн в 2013 году, это на 7,5% больше, чем в 2012 году. А в первом квартале этого года введено 13,6 млн кв. метров жилья – это на 31% больше, чем за три месяца 2013 года.

Среди федеральных округов наибольший вклад по объемам ввода жилья внесли ЦФО и ПФО, наименьший – СКФО и ДФО. По темпам роста практически все округа превысили уровень 2012 года (от 108,2% у ЦФО до 102,1% у УФО), за исключением ЮФО (97,3%). Зато ЮФО превзошел все остальные округа по вводу жилья на душу населения – 0,56 кв. метра на человека. Заметно отстал ДФО – 0,34 кв. метра. К слову, среднероссийский уровень – 0,49 кв. метра, а плановая задача – строить по одному кв. метру на человека, ее выполнили и перевыполнили 22 субъекта Федерации. Среди них Московская область – введено около 7 млн кв. метров и Краснодарский край – около 4 млн. кв. метров. Более одного кв. метра на человека построено в Тюменской области (без учета ЯНАО и ХМАО).

В 10 субъектах ввели более 0,65 кв. метра на человека. Лучшими стали Московская область (0,96), Белгородская (0,84), Краснодарский край и Ленинградская область (по 0,75), Липецкая область (0,74). В 9 субъектах ввели менее 0,25 кв. метра на человека, в том числе в республиках Адыгея, Коми и Карачаево-Черкесской, а также в Ивановской, Магаданской и Мурманской областях.

Рост объемов строительства обусловил положительную динамику роста производства строительных материалов и изделий. Так, по сравнению с 2010 годом в 2013 году рост объема производства цемента зафиксирован на 32%, извести – на 39%, щебня и гравия – на 33%, железобетонных изделий – на 31%, стеновых блоков – на 64%, керамического кирпича – на 37%. Кстати, цена цемента в среднем по России снизилась на 4,5%.

В минувшем году отчетливо наметились позитивные изменения в строительном комплексе. И не только потому, что увеличился объем ввода жилья. В отрасли сейчас проводится реформа системы технического и сметного нормирования. Не без трудностей, но все-таки разворачивается практическая работа организаций негосударственной экспертизы. Предпринимаются шаги, направленные на техническое перевооружение и повышение эффективности работы предприятий стройиндустрии. Повысилось внимание к вопросам строительства и со стороны руководства страны: приняты Указ Президента №600 с целевыми показателями и «дорожная карта» для его реализации. И, конечно же, пошло в «плюс» создание Министерства строительства и ЖКХ России.

Однако нельзя закрывать глаза и на явные проблемы в современном строительном комплексе. Решение многих из них вполне по силам самим строителям. Ведь у нас далеко не всегда на высоте и качество строительства, и нередки длительные сроки строительства, и высокие цены, и слабая организация труда на объектах. Беспокоят также высокий травматизм (за 2013 год на стройках погибло около 550 человек), высокая степень износа основных фондов (50,6%) и хроническое отставание от развитых стран по производительности труда.

Есть значительные задачи, которые следует решать прежде всего на федеральном уровне. Речь идет о снижении административных барьеров при получении разрешения на строительство, о дальнейшем развитии и совершенствовании систем технического регулирования, ценообразования и сметного нормирования. Федерального уровня требуют развитие и совершенствование государственной и негосударственной экспертизы, решение вопросов подключения к инженерным сетям, совершенствование федеральной контрактной системы, снижение процентной ставки кредитования участников строительства, совершенствование организации долевого строительства, развитие и совершенствование системы подготовки кадров, восстановление и укрепление строительной науки.

Можно ли говорить, что именно на федеральном уровне уже реально началось решение этих задач? Ответ будет положительным. Так, для снижения административных барьеров при получении разрешения на строительство во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 правительством была разработана и утверждена «дорожная карта». Этим документом установлено, что в 2013–2018 годах должно произойти последовательное сокращение количества процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, с 42 до 11 и сокращение совокупного времени прохождения этих процедур – с 344 до 56 дней. Правда, степень выполнения поставленных задач сейчас находится на уровне лишь 40% от требуемой. И потому Минстроем России готовится новая редакция «дорожной карты».

Государственная политика по развитию системы технического регулирования в строительной сфере сегодня такова: приоритет отводится развитию и совершенствованию на основе современной методической и технической базы единой системы нормативных документов по проектированию и строительству, устанавливающих требования к зданиям и сооружениям на всех этапах их жизненного цикла, в том числе к строительным материалам и изделиям. Как показывает анализ, проектирование с применением адаптированных норм Еврокодов может дать значительную экономию расхода материалов по сравнению с проектированием по прежним стандартам. Адаптация Еврокодов к стандартам, действующим в РФ, в целях обеспечения исполнения требований технического регламента «О безопасности зданий и сооружений» осуществляется на основании Комплексной программы внедрения Еврокодов.

Заслуживает внимания и такая информация: сейчас Минстрой России, Минэкономразвития России и Ростехнадзор по поручению правительства РФ разрабатывают проект плана мероприятий («дорожную карту») по совершенствованию технического регулирования в строительной сфере. Планом предусматривается предоставление Минстрою России права согласовывать специальные технические условия для разработки проектной документации на объекты капитального строительства, а также ряд других мер. В их числе: принятие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», установление обязательных нормативно-технических требований в области строительства единым федеральным органом исполнительной власти (Минстроем России), принятие уточненного перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Технического регламента по результатам проведения оценки регулирующего воздействия.

Чувствительной темой в отрасли всегда было развитие системы ценообразования и сметного нормирования. И до сего дня из-за нерешенных в этой системе вопросов возникают проблемы в инвестиционно-строительной сфере у всех участников строительства – и у инвесторов (госзаказчиков), и у застройщиков (техзаказчиков), и у проектировщиков, и у экспертов, и у подрядчиков. И вот как видятся основные направления совершенствования системы ценообразования. Для реальных положительных сдвигов необходимо создание информационных ресурсов, содержащих данные по реальным ценам на строительные материалы, изделия и конструкции, виды работ. Нужно вовлечение проектных и инженерно-технических организаций, производителей и поставщиков строительной техники и современных инновационных строительных материалов в процедуры сметного нормирования с целью отражения в сметно-нормативной базе прогрессивных технологий строительного производства. Необходимо внедрение современных систем управления инвестиционными издержками в крупнейших организациях и государственных корпорациях, инвестирующих в строительство гражданских и промышленных объектов, а также внедрение систем управления стоимостью строительства на предприятиях стройкомплекса.

Чтобы реализовать все это, мы ждем от Минстроя соответствующих инициатив. А их должно быть немало. Требуется ускорить рассмотрение и утверждение сметных нормативов, обеспечить разработку современной методики формирования сметного раздела проектной документации, организовать разработку Порядка определения начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта при размещении заказов на строительство объектов капитального строительства для государственных (муниципальных) нужд. Необходимо организовать разработку Методических рекомендаций по осуществлению взаиморасчетов за выполненные работы, производимые на объектах капитального строительства, цена государственного (муниципального) контракта по которым является твердой, обязать органы государственной статистики субъектов РФ организовать мониторинг стоимости строительных ресурсов, актуализировать сметные нормативы с учетом применения новых технологий строительного производства на основании информации от субъектов и распорядителей бюджетных средств. Нужно разработать укрупненные нормативы цены конструктивных решений по основным видам инженерных решений, применяемых при проектировании объектов капитального строительства в уровне цен на 1 января 2014 года, на основе актуализированных сметных нормативов обеспечить разработку федеральных единичных расценок в уровне цен по состоянию на 1 января 2014 года и принять меры к развитию института негосударственной экспертизы в части оценки экономической целесообразности принимаемых инженерных решений.

«Горячей» темой федерального уровня сегодня является развитие системы государственной и негосударственной экспертизы. До сих пор ведутся споры о сохранении и развитии институтов государственной и негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. На мой взгляд, и ту, и другую необходимо сохранить – как единый инструмент для оценки соответствия проектной продукции требованиям Федерального закона №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Но для совершенствования самого института экспертизы следует внести ряд необходимых изменений в Градостроительный кодекс РФ и в нормативные правовые акты правительства РФ. Для детальной проработки необходимых предложений при Минстрое России уже создана рабочая группа из представителей заинтересованных организаций.

Отдельного внимания заслуживает вопрос контроля качества подготовки документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории. Наличие в законодательстве о градостроительной деятельности лишь общих положений нередко приводит к тяжелым и даже катастрофическим последствиям.

К сожалению, актуальными остаются всем известные проблемы, возникающие при подключении строящихся объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Меры, направленные на решение этих задач, также давно известны. Это снижение количества этапов согласования, снижение затрат на получение доступа, совершенствование правил технологического присоединения к этим сетям, совершенствование правового механизма перераспределения свободной мощности. А поскольку до окончательной победы строителей тут довольно далеко, то без помощи на федеральном уровне также не обойтись.

Говоря о современных проблемах стройкомплекса, было бы несправедливо обойти тему развития государственно-частного партнерства. К сожалению, формирование законодательной базы государственно-частного партнерства лишь на начальной стадии – основополагающий нормативно-правовой акт, проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации», сейчас проходит лишь второе чтение в Госдуме. А пока проекты ГЧП можно реализовать на основе федерального закона №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», местного законодательства на основе положений более 60 законов об участии субъекта РФ в ГЧП.

Принятие федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» должно стать первым шагом к построению эффективной системы ГЧП, для формирования единого правового поля которой потребуется внесение изменений в Бюджетный, Налоговый и Земельный кодексы РФ, а также принятие целого перечня правительственных актов. Однако сколько бы хлопот в этом направлении у нас ни было, игра стоит свеч, потенциал рынка ГЧП огромен. По оценкам Центра государственно-частного партнерства, общая потребность в инвестициях в инфраструктуру России оценивается в 30 трлн рублей, из которых до 8 трлн может быть привлечено за счет механизмов государственно-частного партнерства.

Успешное развитие строительной отрасли невозможно без качественной подготовки соответствующих кадров по всему профессиональному ассортименту и без развития строительной науки, а также без внедрения инноваций. Об инновациях следует сказать особо: как это ни грустно, но в отечественной строительной отрасли сегодня в целом отсутствует механизм обеспечения востребованности инноваций. Существующая система не стимулирует применение эффективных технологий на всех этапах инвестиционно-строительного цикла. Все участники строительного процесса (за исключением инвестора) не заинтересованы в снижении стоимости объекта. Вот почему сегодня особенно важна и необходима государственная система поддержки инноваций, государственная программа импортозамещения в промышленности строительных материалов.

Несмотря на все сложности, строительный комплекс России сегодня развивается довольно динамично. По темпам развития он опережает многие отрасли хозяйства. И потенциал стройкомплекса, и его возможности для развития страны далеко не исчерпаны. Но при этом строители ждут также и встречных шагов от федеральной власти. И прежде всего четких ориентиров. Строителям важно знать, где и в каких объемах планируется строительство жилья, крупных производственных и инфраструктурных объектов, на что направлять строительный потенциал, как будут решаться важные для развития строительного комплекса вопросы. Ведь от наличия таких ориентиров зависит уровень развития всей нашей отрасли.


Возврат к списку

 
Создание информации на сайте: 02.12.2009 00:00:00
Последнее изменение информации на сайте: 29.04.2024 08:59:04
© 2009 - 2024 Ассоциация «Объединение строительных организаций среднего и малого бизнеса»