В Саратове состоялось пленарное заседание Архитектурно-строительного форума

В Саратове состоялось пленарное заседание Архитектурно-строительного форума
25.07.2022

20 июля 2022 года в рамках «Строительной недели» в Саратове в зале заседаний Правительства области состоялось пленарное заседание Архитектурно-строительного форума. В мероприятии, организованном НОСТРОЙ и НОПРИЗ, приняли участие Заместитель министра строительства и ЖКХ России Сергей Музыченко, Врио губернатора Саратовской области Роман Бусаргин, Министр строительства и ЖКХ области Павел Мигачев, Президент НОПРИЗ Михаил Посохин, Президент НОСТРОЙ Антон Глушков, Вице-президент Российского Союза строителей, Вице-президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров, представители органов исполнительной власти и профессионального сообщества в области строительства и архитектуры.

Открывая заседание приветственным видеообращением, Роман Бусаргин напомнил об основных тезисах в отношении развития строительства, озвученных в рамках состоявшегося в июне заседания Государственного Совета, посвящённого вопросам строительства и ЖКХ, главной целью которых является доступность комфортного современного жилья и благоустроенное пространство со всей необходимой инфраструктурой.

Выступивший далее Сергей Музыченко подчеркнул, что в последнее время очень активно обсуждается «вклад строительной сферы в экономическое развитие страны». Он также отметил, что ближайшей целью ускоренного развития отрасли является сокращение строительного цикла, исключение дублирования согласований, синхронизация экспертиз. За предъявление требований о получении дополнительных документов, не предусмотренных Исчерпывающим перечнем документов, материалов, сведений, согласований, осуществляемых при реализации проектов по строительству, установлена административная ответственность. Оценив зарубежный опыт, мы возвращаемся к регулированию, которое у нас существовало в советское время, мы не отменяем требования, а возвращаемся к единым требованиям. Дальнейшая работа – разработка единого реестра требований строительства. Возлагаем большие надежды на цифровизацию, она призвана сократить административные процедуры. Ведётся работа по ускорению решения кадровой проблемы, проблемы нехватки рабочих на стройках. Тяжёлая ситуация с ценообразованием. Это одна из стратегических задач, реформа ценообразования продолжается в рамках антикризисных мер.

С докладом о приоритетных направлениях развития профессионального сообщества изыскателей и проектировщиков, в том числе связанных с развитием системы саморегулирования, выступил Михаил Посохин.

Антон Глушков рассказал о том, как в регионах развивается механизм комплексного развития территорий (КРТ), напомнив, что НОСТРОЙ получил поручение Минстроя вести мониторинг данного вопроса.

Анвар Шамузафаров подробно осветил вопрос развития строительной отрасли и ЖКХ России до 2030 года с прогнозом до 2035 года, отметив, что в настоящее время влияние на отрасль строительства и ЖКХ оказывают введённые санкции: торговые ограничения на экспорт и импорт, транспортные и технологические ограничения, ограничения доступа к мировой финансовой системе.

Было отмечено, что за последние 15-20 лет произошли коренные изменения структуры инвестиций в экономике, в т.ч. в строительстве и собственности, что вызвало коренные изменения системы отношений в строительстве и ЖКХ и допуска на рынок услуг строительных организаций. Произошла эволюция системы отношений в строительстве и ЖКХ.

Политика государства в вопросах жилищного строительства направлена на учёт потребностей населения и снижение административных барьеров, поддержку населения на приобретение жилья с помощью ипотечных кредитов. В 2021 году и первой половине 2022 года отмечен взрывной рост объёмов строительства и покупки жилища, в основном за счёт эффективной системы регулирования строительной отрасли.

Возрастающее санкционное давление вызвало проблемы импорта строительных материалов и изделий. Сохраняется зависимость от импорта отдельных строительных материалов и изделий, комплектующих и запасных частей оборудования, машин и механизмов, строительной техники, ручного механизированного строительного инструмента, систем автоматики и управления, программного обеспечения.

Как и в других отраслях предполагаемыми мерами преодоления дефицита и развития курса на импортозамещение в строительной сфере являются:
- локализация производства на территории России,
- расширение существующих мощностей,
- ввоз из дружественных стран,
- российские НИР, НИОКР на новые продукты,
- выделение финансирования для замещающих производств.

В своём выступлении А.Ш. Шамузафаров отметил и предполагаемые (прогнозные) риски в строительной отрасли, а именно: снижение уровня доходов и покупательской способности населения, рост безработицы, высокая изношенность коммунальной инфраструктуры, отставание модернизации коммунальных систем от развития городов, задолженность за потреблённые услуги и ресурсы, дефицит оборотных средств организаций сферы ЖКХ, невозможность качественно подготовиться к зиме, рост аварийности. Одним из решений проблемы ограничения импорта, подчеркнул докладчик, может послужить подготовка и утверждение Технического регламента ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий».

Далее Анвар Шамузафаров напомнил о существующих вызовах (проблемах) в отрасли, сохранивших актуальность:

  • до сих пор значительное количество семей, подлежащих обеспечению жильём и имеющих право на предоставление социальной выплаты, стоит на учёте;
  • к 2030 году дополнительно потребуется более 1 млрд кв. м общей площади жилья в связи с выбытием ветхого, аварийного фонда и реконструкцией. Необходимо существенно увеличить площади земель застройки (требуется подготовка территории под застройку в объёмах, сопоставимых с площадями под существующей застройкой), а также формировать наёмный фонд, использовать механизмы комплексного развития территорий с привлечением внебюджетных средств;
  • несовершенство регулирования, избыточность и низкий уровень цифровизации процедур, несоответствие кадрового, научного и ресурсного обеспечения отрасли требует ускоренного проведения административной, цифровой и профессиональной трансформации с целью кардинального сокращения продолжительности инвестиционного строительного цикла;
  • ответственность за конечный результат проектных и строительных работ в значительной мере размыта, снижена ответственность ГИПа, ГАПа, главного инженера (архитектора) проекта, главного инженера строительства;
  • недоверие к институту управления жилищным фондом, отсутствие у собственников помещений возможности, мотивации и опыта участия в контроле работы управляющей компании.

Своё выступление Вице-президент РСС, Вице-президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров подытожил направлениями достижения целей развития строительной отрасли и ЖКХ, среди которых недопущение понижения доступности кредитов для бизнеса и ипотеки для населения; сдерживание роста затрат на строительные и иные ресурсы для строительства и ЖКХ; отмена устаревших законодательных и технических норм и административных барьеров; преодоление дефицита отечественных квалифицированных кадров в строительстве и ЖКХ, в том числе в изысканиях, проектировании, строительстве, у застройщиков-заказчиков и управляющих компаний, повышение престижа этих профессий и уровня оплаты труда; установление обоснованной тарифной политики; принятие в течение 2023 года Технического регламента ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий» для организации импортозамещения.

Участники пленарного заседания осмотрели выставку строительного комплекса Саратовской области и пообщались на стендах с представителями строительных компаний, производителей и поставщиков стройматериалов и технологий.


Фотографии

Возврат к списку

 
Создание информации на сайте: 02.12.2009 00:00:00
Последнее изменение информации на сайте: 04.11.2024 08:59:03
© 2009 - 2024 Ассоциация «Объединение строительных организаций среднего и малого бизнеса»