Заседание Комиссии при Общественном совете Ростехнадзора

Заседание Комиссии при Общественном совете Ростехнадзора
21.09.2021

Очередное заседание Комиссии по вопросам совершенствования государственного строительного надзора, котлонадзора, надзора за подъёмными сооружениями и лифтами при Общественном совете Ростехнадзора (далее – Комиссия) прошло 20 сентября 2021 года в Москве в здании на Коровьем валу.

В работе совещания участвовали Руководитель Комиссии, Вице-президент РСС, Председатель Правления Ассоциации «Объединение строительных организаций среднего и малого бизнеса» Анвар Шамузафаров (председательствующий), Директор Правового департамента Минстроя России Олег Сперанский, Руководитель Аппарата НОПРИЗ Сергей Кононыхин, заместители руководителя Аппарата НОПРИЗ Виталий Еремин и Надежда Прокопьева, Начальник 9 управления государственного строительного надзора Ростехнадзора Александр Горлов, Председатель Технического совета НОСТРОЙ Равиль Умеров, представители профессионального сообщества.

В режиме ВКС приняли участие руководители Ростехнадзора, Вице-президенты НОПРИЗ Александр Гримитлин и Азарий Лапидус, Председатель комитета по саморегулированию НОПРИЗ Николай Капинус, Координатор по Уральскому федеральному округу НОСТРОЙ, член Технического совета Юрий Десятков, Президент Национального Лифтового Союза Виктор Тишин, Вице-президент Ассоциации «ЦЕНТРИЗЫСКАНИЯ» Андрей Антипов, а также представитель Общественного совета при Ростехнадзоре Виктория Кантур.

Председательствующий Анвар Шамузафаров открыл расширенное заседание, обозначил основных докладчиков и содокладчиков по обсуждаемым вопросам.

К членам Комиссии обратился А.Ш. Шамузафаров, сообщив о необходимости в экстренном порядке собраться Комиссии, в связи с письмом Заместителя Председателя руководителя Общественного совета при Ростехнадзоре Геннадия Иосифовича Шмаля о рассмотрении вопроса о цифровизации проектно-изыскательской и строительной деятельности и совершенствовании методов контроля и надзора, в том числе за строительством особо опасных производственных объектов, и письмом о рассмотрении нового законопроекта «О промышленной безопасности». По итогам рассмотрения протокольное решение Комиссии должно быть направлено в Ростехнадзор, где 30 сентября законопроект будет рассмотрен на Общественном совете при Ростехнадзоре.

Рассмотренная ранее Концепция совершенствования технического регулирования разрабатывалась в соответствии с «дорожной картой», утверждённой 9 марта 2021 года Министром строительства и ЖКХ Файзуллиным И.Э. и Президентом РСПП Шохиным А.Н. Концепция получила одобрение от руководителя Росстандарта Шалаева А.Н., РСПП, ТПП РФ и РСС, а также позитивное письменное заключение Музыченко С.Г.

По этому документу предполагается, что развитие государственного регулирования на федеральном уровне должно сохраняться во всех случаях, и, как подчеркнул председательствующий, для устранения недопонимания, об отъёме каких-либо функций у Ростехнадзора не может быть речи. Государственный строительный надзор на федеральном уровне необходим при строительстве бюджетных объектов капитального строительства (далее – ОКС), особо опасных, уникальных ОКС, для регулирования деятельности саморегулирования, а также для унификации методологии регионального строительного надзора. Руководителем Ростехнадзора А.В. Трембицким было предложено начать совместную работу в направлении унификации Ростехнадзором и Минстроем России требований регионального строительного надзора.

А.Ш. Шамузафаров подчеркнул, что бюджетные, особо опасные, технически сложные, уникальные ОКС составляют до 20% инвестируемых объектов. Гильотина административных барьеров предполагает в 2-3 раза сократить продолжительность инвестиционно-строительного цикла за счёт сокращения инжинирингового сопровождения проектов, реализуемых за счёт частных инвестиций, которые составляют до 80% от общих объёмов вводимых объектов, путём передачи разрешительных, экспертных и контрольных функций саморегулируемым организациям.

Постановлениями Правительства Российской Федерации (от 05.03.2021 № 331 и от 15.09.2021 № 1431) введена обязательность информационной модели для ОКС с бюджетным финансированием с 01.01.2022 с разбивкой по этапам реализации, включая инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, эксплуатацию, снос). Особое внимание уделяется цифровой исполнительной документации, передаче её в автоматизированную информационную систему Ростехнадзора и совершенствованию в этой связи строительного контроля и надзора.

Есть препоны по внедрению информационного моделирования на стадии архитектурно-строительного проектирования. Стоимость ПИР в России резко снижается. Эта тенденция противоречит мировым. Экономия средств и времени на стадии ПИР оборачивается потом затратами при эксплуатации зданий и сооружений.

В настоящее время под эгидой Координационного совета по стандартизации и техническому регулированию в строительстве, созданного Росстандартом, Минстроем России с участием Минпромторга и Ростехнадзора, ведётся активная работа по усовершенствованию системы управления технического регулирования и оценки соответствия в строительстве, включающая координацию Технических комитетов, регулирующих строительную деятельность и разработку комплексной программы работ комитетов.

Азарий Лапидус подчеркнул важные шаги, которые предпринимают органы власти: Минстрой России, Главгосэкспертиза, Ростехнадзор. Должна быть единая информационная среда, в которой обозначены «три кита цифровизации строительства» – участники, нормативы и этапы жизненного цикла. Введена новая научная специальность «Управление жизненным циклом строительного объекта». Выступающий сравнил последовательность участников строительства с эстафетой и передачей эстафетной палочки, остановился на сложности состава нормативов.

Андрей Антипов подробно доложил о цифровизации процесса инженерных изысканий. При наличии соответствующих классификаторов, имея координатную привязку, картографическую основу, модель рельефа, модель подземного пространства, модель геологическую, получаем полную трёхмерную модель. Для всеобщего перехода на ТИМ докладчик подчеркнул важность оцифровки существующих материалов, фактических результатов инженерных изысканий, потребуется инвентаризация всех материалов, для того чтобы можно было понять какова их достоверность.

Гримитлин А.М. отразил вопросы реализации постановления Правительства РФ от 05.03.2021 № 331.

Главной задачей НОПРИЗ является оказать помощь сообществу перейти на новые требования. Ощутимой помощью явилось бы внесение нового постановления, разрешающего использовать компенсационные фонды для покупки оборудования и соответствующего программного обеспечения. Также НОПРИЗ взял на себя серьёзную работу по созданию цифровой библиотеки.

Умеров Р.З. в своём выступлении отметил, что общество прошло точку невозврата в понимании необходимости и важности цифровой модели строительства, и это невозможно без активного участия государства. В настоящее время только примерно 20% строителей в своей деятельности применяют технологии информационного моделирования (ТИМ).

Существует ряд проблем в этом направлении: отсутствие единого подхода, достаточные финансовые затраты на закупку оборудования и программного обеспечения, отсутствие квалифицированных кадров.

Внедрение и применение ТИМ в строительстве позволит увеличить достоверность подсчёта объёмов, вести своевременный учёт всех прогнозируемых и возникающих отклонений, повысить оперативность, контроль за соблюдением требований охраны труда, эффективно координировать работы, дистанционно отслеживать ведение работ и многое другое. Вопрос о готовности к переходу с 1 января 2022 года перейти на цифровую модель в строительстве стоит очень остро.

О разработке НОСТРОЙ и СРО ССК УРСИБ национального стандарта ГОСТ Р «Документы исполнительные. Оформление и ведение исполнительной документации в электронном виде» на базе ТК 465 сообщил Десятков Ю.В.

Необходимость разработки данного стандарта возникла из-за отсутствия в РФ практики ведения исполнительной документации в электронном виде и передачи её в органы государственного строительного надзора.

На основании проведенного эксперимента по цифровизации в области строительства на объектах гражданского строительства в Челябинской области выявлена цифровая барьерная среда строительного производства.

Для ведения исполнительной документации в электронном виде на сегодняшний день тормозят устаревшие нормы «про бумажные носители», недостаточно проработанное электронное взаимодействие с контрольно-надзорными органами участников строительства.

Надежда Прокопьева доложила о разработке новых профессиональных стандартов, реализации Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», участии в разработке программ бакалавриата и магистратуры направлений подготовки «Строительство», о законопроекте по внесению изменений в Градостроительный кодекс РФ в части замены повышения квалификации независимой оценкой квалификации раз в 5 лет.

С замечаниями на ГОСТ по исполнительной документации выступила доцент МГСУ Татьяна Кузьмина. Председательствующий предложил создать рабочую группу по доработке данного стандарта.

По второму вопросу с докладом «О работе над проектом федерального закона «О промышленной безопасности» выступил Сергей Кононыхин.

Для обеспечения промышленной безопасности требуется систематизация урегулирования на законодательном уровне следующих направлений:
- норм обеспечения промышленной безопасности при проведении взрывных работ;
- правового регулирования ведения маркшейдерских работ;
- урегулирование механизма проверки готовности физических лиц и организаций к выполнению сварочных работ.

Были отмечены новации законопроекта, в том числе:
- уточнена область регулирования законодательства в области промышленной безопасности;
- применён новый подход к классификации опасных производственных объектов;
- дифференцированы требования к эксплуатации опасных производственных объектов и передвижных технических устройств;
- разграничена и персонализирована ответственность руководителей организаций, экспертов в области промбезопасности, специалистов по техническому диагностированию технических устройств и обследованию технического состояния опасных объектов.

Законопроектом предлагается ряд взвешенных решений, устанавливающих баланс между требованиями промбезопасности и добросовестными интересами работающих организаций.

А.Ш. Шамузафаров поддержал новый законопроект, сочетающий промбезопасность и отсутствие препятствий предпринимательской деятельности, выразил готовность принять участие в работе над законопроектом в части, касающейся Комиссии, поддержал необходимость уточнения квалификационных требований в связке с профессиональными стандартами.

В заключении было предложено разработать совместно с Минстроем России и Ростехнадзором методологию риск-ориентированного подхода при цифровизации основных объектов инженерных изысканий, проектирования и строительства.

Гримитлин А.М. Деятельность НОПРИЗ по реализации постановления Правительства России № 331 от 5 марта 2020 года

Десятков Ю.В. Эксперимент по цифровизации в области строительства: исполнительная документация в электронном виде

Прокопьева Н.А. Квалификационные требования для внедрения цифровизации в строительную отрасль

Умеров Р.З. О цифровизации строительного производства

Лапидус А.А. Строительство. Жизненный цикл, нормативы и участники. Цифровизация


Возврат к списку

 
Создание информации на сайте: 02.12.2009 00:00:00
Последнее изменение информации на сайте: 24.04.2024 14:15:19
© 2009 - 2024 Ассоциация «Объединение строительных организаций среднего и малого бизнеса»